Игры вечером дома (игры, помогающие ребенку справиться со стрессом)

Ребенок пошел в детский сад – и вы не можете узнать своего малыша: он становится неуправляемым, носится по квартире как метеор, скачет по диванам и кроватям, кричит, хохочет, легко срывается на слезы… “Как подменили ребенка! – сокрушаются родители. – Надо будет поговорить с воспитателем!”. А в садике говорят: “Очень послушный мальчик!” или: “Такая тихая, спокойная девочка!”. Мама и папа удивляются. А зря!
Даже для самого общительного ребенка детский сад – это стресс. Попробуйте провести несколько часов в большой шумной компании, – и если вы спокойный и “негромкий” человек, у вас вскоре разболится голова, начнет копиться раздражение, появится желание побыстрее уйти домой. А ваш малыш проводит в такой обстановке целый день, поэтому к вечеру бурлящее напряжение готово вырваться вместе со слезами, криками, капризами.
Что же могут сделать родители, чтобы помочь ребенку снять дневной стресс? К сожалению, волшебного средства – одного для всех – не существует. Всегда нужно учитывать индивидуальные особенности маленького человека: возраст, характер, темперамент.
Сначала стоит внимательно понаблюдать за ребенком, поговорить с воспитателями, чтобы определить, какая именно помощь нужна вашей дочке или сыну. Если малыш днем скован и робок, а вечером “наверстывает упущенное”, нужно помочь ему расслабиться, выговориться, но не допускать, чтобы он еще больше возбудился.
Если же ребенок и в садике – “ураган”, и дома никак не может остановиться, в силах родителей плавно, постепенно перевести энергию “в мирное русло”. Хорошо заранее распланировать вечер так, чтобы ребенок постепенно освобождался от скопившегося напряжения, участвуя в жизни семьи, и вместе с тем, чтобы у него осталось время побыть наедине со своими мыслями и событиями дня.
Один из лучших антистрессовых приемов – игра. Она позволяет ребенку раскрепоститься, расслабиться. Постарайтесь соблюдать несколько нехитрых правил. Во-первых, выбор – играть или не играть – должен всегда оставаться за ребенком. Возможно, как раз сегодня он настолько устал, что захочет просто погулять или почитать. Во-вторых, “вечерняя” игра не должна быть шумной, сопровождаться беготней и криками.
Если днем ваш ребенок – “тихоня”, а вечером – “дикарь”, хорошо помогает снять напряжение и дать выход деструктивной энергии игра

“Рвакля”.
Приготовьте ненужные газеты, журналы, бумаги и широкое ведро или корзину. Ребенок может рвать, мять, топтать бумагу, в общем, делать с ней все, что заблагорассудится, а потом бросать ее в корзину. Малышу может понравиться прыгать на куче бумажек – они отлично пружинят.
Если человечек и в садике ни на минуту не присел, и дома никак не остановится, ему помогут игры с постепенным снижением физической нагрузки, не содержащие при этом элемента соревнования. Одной из таких игр является

“Грибник”.
Предложите ребенку расставить кегли или небольшие игрушки в произвольном порядке на небольшом расстоянии друг от друга. Если у вас дома есть спортивный комплекс, игрушки можно развесить на нем. Затем попросите его закрыть глаза и по памяти собрать все предметы – “грибы” – в корзину. Собранные “грибы” можно сортировать по цвету, форме, размеру… К одному из предметов можно прикрепить записку с дальнейшим планом вечера: “Давай почитаем?” или “Поможешь мне на кухне?”.
Попробуйте исключить телевизор из вечерних развлечений малыша. Мерцание экрана только усилит раздражение и нагрузку на уставший мозг. Исключение можно сделать для “Спокойной ночи, малыши!”, – эта передача идет в одно и то же время и может стать частью “ритуала” отхода ко сну.
Почти всем детям хорошо помогают справиться с дневным напряжением игры

в воде. Наберите в ванну немного теплой воды, положите противоскользящий коврик, включите теплый высокий душ. Вся накипь дня – усталость, раздражение, напряжение – уйдет, “стечет” с малыша. Игры в воде подчиняются общему правилу, – они должны быть нешумными, спокойными. Вы можете пускать мыльные пузыри (попросите ребенка выдуть бо-о-ольшущий шар и малюсенький пузырик), играть с губками (смотреть, как они впитывают и отдают воду, устроить ребенку “дождик” из губки, превратить их в кораблики или в дельфинов), просто дать две-три баночки, – и пусть переливает водичку туда-сюда. Вид и звук льющейся воды действует умиротворяюще, – через 15-20 минут ребенок будет готов идти в кровать.
Перед сном вы можете сделать малышу расслабляющий массаж, послушать вместе тихую мелодичную музыку, кассету с записями шума моря или звуков дождя. Вспомните все радости прошедшего дня, пофантазируйте, как может пройти следующий.

Каким бы замечательным ни был детский сад, какие бы профессионалы в нем ни работали, никто не поможет вашему ребенку лучше, чем вы. Если малыш будет твердо знать, что в конце шумного дня его ждет “тихая пристань”, восемь часов в садике не покажутся ему такой оглушающей вечностью, и стресс отступит.
Золушка
Вам понадобятся: семена фасоли, тыквы, крупные макаронные изделия, и т.п. Все семена перед игрой смешивают и разделяют на одинаковые кучки по количеству игроков. По сигналу ведущего участники игры должны рассортировать все семена по разным кучкам. Побеждает первый, справившийся с заданием.

Где будильник
Все  выходят из комнаты. Кто-нибудь прячет большой, громко тикающий будильник. Играющие возвращаются и ищут будильник. Если кто-то нашёл его, то шепчет на ухо ведущему где будильник и молча садится на пол. Кто  остался стоять последним, в наказание развлекает всех  – поёт или читает стихотворение. Совет: для маленьких детей будильник лучше поставить на блюдце или что-то металлическое, чтобы его было лучше слышно.
Что в сундуке?
Готовится сундук (коробка) заполненный разными вещами. Каждый из игроков засовывает руку в сундук (смотреть нельзя!!!), нащупывает любую вещь и говорит, что это, а потом вытаскивает – для проверки.
Воздушные шары
Чтобы малыш научился обращать внимание на цвет предметов и подбирать одинаковые цвета, полезно предложить ему эту игру. Но предварительно нужно наклеить на бумагу или картон узкие полоски 6—7 разных цветов (лучше всего использовать чистые цвета радуги) и вырезать из цветной бумаги круги тех же цветов. Эти полоски будут ниточками, а круги — шариками. Объясните ребенку, что шарики надо «привязать» к ниточкам подходящих цветов, и покажите, как это сделать. После этого ему можно дать возможность действовать самостоятельно, вмешиваясь только в том случае, если ребенок ошибается.

 

Тихие игры

Юный металлист
Вам понадобится коробка канцелярских скрепок. На стол насыпают скрепки. По сигналу ведущего соперники (2-4) собирают цепь с помощью скрепок. Победителем считается тот, кто за определенное время соберет самую длинную цепочку из скрепок.

Золушка
Вам понадобятся: Семена фасоли, тыквы, крупные макаронные изделия, и т.п. Все семена перед игрой смешивают и разделяют на одинаковые кучки по количеству игроков. По сигналу ведущего участники игры должны рассортировать все семена по разным кучкам. Побеждает первый, справившийся с заданием. Варианты: Провести конкурс с завязанными глазами, устроить командное соревнование.

Где будильник
Все дети выходят из комнаты. Кто-нибудь прячет большой, громко тикающий будильник. Дети возвращаются и ищут будильник. Если кто-то нашёл его, то шепчет на ухо ведущему, где будильник и молча садится на пол. Ребёнок, который остался стоять последним, в наказание развлекает всех детей – поёт или читает стихотворение. Совет: для маленьких детей будильник лучше поставить на блюдце или что-то металлическое, чтобы его было лучше слышно.

Обмен одеждой
Дети садятся в круг и внимательно смотрят на одежду друг друга, стараясь запомнить, кто во что одет. Затем считалкой выбирают водящего и он выходит за дверь. Несколько детей меняются одеждой и зовут водящего. Он должен определить, на ком надеты чужие вещи и кому они принадлежат.

Обувной салат
Вам понадобится много пар обуви, полотенца. Дети садятся в кружок или за столом, закрытым бумагой или клеёнкой. Каждый кладёт свою туфельку или тапочек на стол. Затем дети по очереди подходят к столу с завязанными глазами и пытаются найти на ощупь свою обувь.
Вариант: Для детей постарше – искать свою обувь на столе всем одновременно. Угадай по голосу. Дети садятся в ряд. К ним спиной садится водящий, рядом помощник ( лучше взрослый). Помощник подзывает детей по одному, не называя имён. Дети за спиной водящего голосом изображают какого-нибудь животного. Водящий должен угадать, кто это. Если угадал – меняется с ним местами.
Земля, вода, воздух
Дети садятся в ряд или круг. Водящий ходит перед ними и, указывая на каждого по очереди, произносит: «Вода, земля, воздух.» В любой момент он может остановиться. Если водящий остановился на слове «Вода», то ребенок, на которого он указал, должен назвать рыбу, пресмыкающееся или животное, живущее в воде. Если названо «Земля» – нужно назвать того, кто живёт на земле. Если названо »Воздух» – того, кто летает.

Что в сундуке?
Готовится сундук (коробка) заполненный разными вещами. Каждый из игроков засовывает руку в сундук (смотреть нельзя!!!), нащупывает любую вещь и говорит, что это, а потом вытаскивает – для проверки.

Рисуем по памяти.
Для любого количества играющих. Первый из игроков рисует на доске или мольберте домик. Следующий игрок запоминает рисунок, затем закрывает глаза, поворачивается вокруг себя и, не открывая глаз, дорисовывает к домику окошко, дверь, трубу или птицу на крыше.
Что за рисунок получится в конце концов? 🙂

Острый глаз
Участникам игры предлагается рассмотреть какую-либо банку, миску или кастрюлю. Брать в руки нельзя. Затем возьмите лист бумаги и попробуйте выстричь крышки для банки так, чтобы они точно совпали с отверстием банки. Побеждает тот, у кого крышечка точно совпадёт с отверстием банки.

Нравятся ли тебе твои соседи?
Все сидят в кругу, водящий-в центре. Он спрашивает всех по очереди: “Нравятся ли тебе твои соседи?”. Если кому-то не нравятся, следует вопрос: “Какие соседи тебе нужны?”. Игрок должен назвать либо имена, либо какой-то признак, который должен присутствовать у новых его соседей. Например: “Мне нужны соседи в джинсах”-тогда все, кто в джинсах, меняются местами, двое из них садятся на места бывших соседей. Водящий также может занимать освободившееся место. Кому стула не хватило, тот становится водящим, и все начинается с начала.

1-2-добрый день
Играют все по цепочке. Надо считать по порядку от одного до бесконечности (сколько получится), но вместо чисел, которые оканчиваются на три или делятся на три, надо говорить “добрый день”. Т. е. первый говорит “один”, второй-“два”, третий-“добрый день”, четвертый-“четыре”, пятый-“пять”, шестой-“добрый день”, и т.д. Тот, кто ошибся, выбывает из игры, пока не останется один победитель.

Бабушка пошла на базар и купила…
Играют стоя в кругу. Ведущий начинает: “Бабушка пошла на базар и купила старую кофемолку” и показывает как она будет молоть кофе (правой рукой крутит воображаемую ручку кофемолки). Рядом стоящий повторяет те же слова и тоже начинает крутить ручку и т.д. по кругу. Когда все включаются в процесс, очередь снова доходит до ведущего и он показывает следующее движение: “Бабушка пошла на базар и купила старый утюг” (гладит левой рукой, не переставая молоть). Следующие круги: бабушка купила старую швейную машинку (нажимать ногой на педаль), кресло-качалку (покачиваться) и наконец, часы с кукушкой (“Ку-ку, Ку-ку, Ку-ку,”). Смысл в том, чтобы выполнять все действия одновременно.

Король тишины
Король сидит на стуле. Другие игроки сидят полукругом в нескольких метрах от него, таким образом, чтобы хорошо его видеть. Жестом руки король вызывает одного из игроков. Тот встает и бесшумно направляется к королю и садится у его ног, чтобы стать министром. Во время этого перемещения игрок внимательно слушает. Если игрок произведет хоть малейший шум (шорох одежды, и т.д.), король его отсылает на место жестом руки.
Король сам должен сохранять молчание. Если он издаст звук, если он издаст звук, его тут же свергают с трона и заменяют первым министром, который занимает свое место в полной тишине и продолжает игру (или уставший король объявляет, что он должен быть заменен и приглашает министра сесть на его место).

Это-мой нос
Игроки садятся в круг. Ведущий начинает, говоря своему соседу слева: “Это–мой нос”, но в то же время касается своего подбородка. Сосед должен ему ответить “Это-мой подбородок”, показывая на свой нос. Получив правильный ответ, он поворачивается к своему соседу справа и говорит ему: “Это-моя левая ступня”, показывая ему правую ладонь. Его сосед должен ответить: “Это моя правая ладонь”, указывая на свою левую ступню и т.д. Следует всегда показывать часть тела, отличную от той, о которой говорят

Учимся различать цвета
Игроки становятся в круг. Ведущий командует: “Коснитесь жёлтого, раз, два, три!” Дети как можно быстрее стараются взяться за вещь (предмет, часть тела) остальных участников в круге. Кто последний – выбывает из игры. Ведущий снова повторяет команду, но уже с новым цветом. Побеждает оставшийся последним.

Радуга
Дети сидят в кругу, держа перед собой руки, сложенные “лодочкой”. Один из детей или взрослый ходит по кругу и вкладывает в ладошки некоторых детей небольшие цветные шарики или предметы тех же цветов, что и радуга ( Как в игре “Колечко”)
Если детей меньше семи, то сначала раздаются шарики первых 3-4 цветов радуги, затем следующих цветов.
После того, как водящий обошёл всех детей, он говорит:
“Радуга, появись! Радуга, покажись!”
Те дети, у кого в ладошках есть цветные предметы, встают в ряд по порядку цветов радуги. Остальные смотрят, правильно ли выстроилась радуга.
Первый из детей показывает свой предмет – красный и спрашивает: “У кого есть такой же?” Другие дети по кругу называют предметы, которые могут быть красными: огонь, цветы, одежда, овощи и т.д. Названия не должны повторяться.
Те дети, которые в течение нескольких секунд не могут назвать предмет данного цвета, остаются в круге, но выбывают из игры. Победитель тот, кто останется последним в игре.
Если играют дети, которые умеют считать, то каждый ребенок, чей цвет разыгрывают, должен посчитать, сколько предметов его цвета было названо, или это может сделать педагог. Потом интересно обсудить с детьми, почему того или иного цвета больше или меньше на земле.
После игры дети могут нарисовать рисунки о том, как радуга-дуга раскрасила землю.
Светофор
Вариант той же игры, но с кружками зеленого и красного цвета.
Игра проводится по тому же принципу,  Но только на правильный ответ дети показывают кружок зеленого цвета, на неправильный -красного.

Воздушные шары
Чтобы малыш научился обращать внимание на цвет предметов и подбирать одинаковые цвета, полезно предложить ему эту игру. Но предварительно нужно наклеить на бумагу или картон узкие полоски 6—7 разных цветов (лучше всего использовать чистые цвета радуги) и вырезать из цветной бумаги круги тех же цветов. Эти полоски будут ниточками, а круги — шариками. Объясните ребенку, что шарики надо «привязать» к ниточкам подходящих цветов, и покажите, как это сделать. После этого ему можно дать возможность действовать самостоятельно, вмешиваясь только в том случае, если он ошибается.

Сложи картинку
Для игры понадобятся картинки со схематическими изображениями предметов: вагончик, грибок, кораблик, снеговик, цыпленок, домик. Кроме рисунков, необходимо приготовить вырезанные из плотной бумаги геометрические фигуры – круги, квадраты, треугольники, трапеции.
Покажите ребенку одну картинку, рассмотрите из скольких частей состоит
предмет, какие они по форме. Затем предложите найти такие же среди геометрических фигур и попросите ребенка попробовать сложить картинку из геометрических фигур по образцу.

Давай придумывать(с 3лет)
Развиваем абстрактное мышление, речь.
Для игры понадобится набор  предметов разной формы (палочки, шар, кольцо, коробочки, цилиндр) и карточки с изображением разных предметов определенной формы – зеркало, карандаш, яйцо, яблоко.
ВАЖНО! изображения на картинках должны быть похожи на предметы.
Например: карандаш, удочка, иголка, нож – по форме похожи на палочку;
ваза, стакан, наперсток – полый цилиндр.
Игра проводится примерно так – дети (или ребенок) садятся перед столом, у каждого набор предметов. Взрослый садится напротив, у него карточки с картинками. Взрослый показывает карточки по одной и спрашивает:” У  кого предмет похож на такой карандаш?” Ребенок, у которого палочка, отвечает:”У меня!” и получает карточку с изображением карандаша.
Вариант наоборот: У детей карточки с картинками, а у взрослого разные предметы.
Дети с 5 лет могут играть в эту игру самостоятельно и без картинок, придумывая, на что может быть похож тот или иной предмет.
Цветные коробочки
Для этой игры нам нужны несколько коробочек, например, из-под духов, фотопленки (в форме цилиндра), конфет “монпансье” (круглая плоская коробочка), спичек, зубочисток и т.п. Необходимое условие – коробки должны быть небольшими по величине, многократно и легко открываться, не ломаясь при этом. Количество коробок зависит от возраста и возможностей малышей – начинаем с 5-7 коробочек, по мере обучения можно увеличить их число до 8-10.
Коробочки нужно обклеить бумагой или картоном (очень удобна самоклеящаяся бумага) определенного цвета. Коробки станут красивыми и разноцветными. Перед игрой мы их рассматриваем и точно называем цвет (красная, синяя, желтая …), величину и форму (большая, круглая, высокая…). Затем договариваемся, что (или кто) прячется в коробочках. У нас в них живет и играет в прятки Мышонок из киндер-сюрприза.
Игра начинается: дети честно закрывают глазки, а Мышонок прячется в одной из коробочек. Затем, когда Мышонок спрятан и глазки открыты, я называем признаки заветной коробки.
Какие это признаки, зависит от поставленной задачи, от опыта детей. Можно назвать только цвет, если мы учим цвета, или форму, или величину, или два признака сразу: “в маленькой красной”.
Вариант потруднее – “в синей, но не в маленькой”, “в круглой, но не плоской”. Начиная знакомить малышей с определением места предметов в пространстве, называем расположение коробочки: “слева от большой”, или “между синими коробками”. Коробки можно сложить “башенкой” – в этом случае называем верхнее или нижнее положение, или, например, такой вариант: “выше красной, но ниже синей” и т.д. Условия игры можно усложнять, ориентируясь на опыт и возможности детей в группе.
Очень важно предоставить возможность детям самим спрятать предмет и определить признаки коробки, малыши должны научиться “озвучивать” задачу, что очень непросто маленьким партнерам.
Коробочки могут помочь и при обучении цифрам или буквам – наклеим их на коробочках, и будем называть еще один признак: “в красной коробке с цифрой три”, например. При обучении порядковому счету: “четвертая коробочка слева”, “вторая от окна”…
Ярмарка (3-6 лет)
Дети стоят в кругу. Это – “продавцы”. Руки держат за спиной, в руках мелкие предметы разных цветов  — красный, оранжевый, зеленый, синий, желтый, фиолетовый и т.д. Можно использовать кубики, шарики или заготовленные заранее картонные кружки. В центре круга находится ребенок.. Он – покупатель. Дети все вместе произносят слова, под которые ребёнок-покупатель поворачивается вокруг себя, вытянув вперёд руку, наподобие стрелки:
“Ваня, Ваня, покружись,
Всем ребятам покажись,
И какой тебе милей,
Укажи нам поскорей! Стоп!”
На последнем слове ребёнок останавливается. Тот, на которого указала “стрелка”, спрашивает “покупателя”:
– Что угодно для души? Все товары хороши!
Ведущий “делает заказ”:
– Хочу фрукт!  (или овощ. ягоду, цветок)

Теперь ребёнок, “принявший заказ”, должен предложить фрукт, цвет которого совпадает с игрушкой, спрятанной у него за спиной.
– На тебе грушу, – говорит продавец и протягивает жёлтый кубик.

Цель игры понятна – закрепляем знания овощей, фруктов. ягод, цветов. Развиваем мышление, внимание, быстроту реакции.

Ход игры может быть разным – смена покупателя через определённое количество покупок или начисление очков за каждый правильный ответ ( детям до 6 лет не рекомендуется). Играть можно и вдвоём с ребёнком, по очереди изображая покупателя и продавца.

Рыбалка
Еще одна игра для тех, кто только начинает знакомиться с цветом, сравнивать количества предметов, играть по определенным правилам, чему тоже надо учиться.
В большой коробке (очень удобны опустевшие конфетные коробки), обклеенной красивой синей бумагой (можно нарисовать водоросли, раковины), “плавают” рыбки двух цветов – красные и желтые, (их надо вырезать из двустороннего картона). Рыбки должны быть одинаковыми по величине, по 15-20 штук каждого цвета. Чтобы внести в нашу игру “элемент неожиданности” добавляем в наш водоем забавные старые башмаки, вырезанные из бумаги нейтрального, например, коричневого, цвета, 10-12 штук. Нам понадобится игральный кубик собственного изготовления (лучше взять готовый деревянный).
На одной его стороне – одна красная точка, на второй – две красных, на третьей – одна желтая, на четвертой – две желтых, на пятой – желтая и красная, а на шестой изображен старый башмак. Учимся бросать кубик и определять, что “ловится”, если на кубике выпадает та или иная сторона: количество и цвет точек должны совпадать с количеством и цветом “пойманных” рыбок или (если повезет, конечно) вынимаем старый башмак.
После трех-четырех ходов можно остановиться и подсчитать “улов” у каждого игрока: сколько желтых и красных рыбок, каких больше. В игре не должно быть проигравших, ее цель – развить внимание малыша, научиться считать в пределах десятка, сравнивать количества предметов