Сумка-выручалочка
Неважно, на чем вы путешествуете: самолете, машине, поезде, — возьмите с собой в дорогу сумку, в которую положите маленькие игрушки, куклу с набором платьев, игрушки-рукавички, книжки-малышки, плеер с записями нескольких сказок и песен, счетные палочки, карты, кошелек, заполненный мелкими предметами (пуговичками, монетками, яркими этикетками от одежды, бусиками и проч.), грифельную доску.
Минуты покоя
Иногда вам приходится ехать по оживленной автомагистрали, что требует полной концентрации вашеговнимания. Чтобы занять на это время ребенка, возьмите с собой песочные часы или таймер на 5 минут.
Если движение на дороге интенсивное или вы утомлены, дайте ребенку эти часы и попросите его сидеть тихо, пока песок пересыпается вниз (таймер отмерит время). Если необходимо, пусть малыш перевернет (заведет) их и подождет, пока время не истечет.
Репортёр
Необходимый инвентарь: диктофон.
Путешествие — это прекрасная возможность для наблюдения за окружающим миром.
Предложите ребенку записывать на диктофон все, что он видит, что его удивило, то есть описывать ход поездки. Попросите его детально описать дорогу, небо, свое настроение и настроение родителей, свои ожидания от путешествия и т. д.
По возвращении домой обязательно прослушайте вместе с ребенком его репортаж.
Даже если у вас нет диктофона, не отказывайтесь от этой игры. Пусть ребенок просто рассказывает свои впечатления вслух.
Истории про людей и животных
Придумывайте истории о людях, едущих в других машинах, или о пешеходах.
Если вы едете по загородной трассе, можно понаблюдать за пасущимися на лугу коровами, овцами, козами, лошадьми.
Вспомните сказки, в которых есть эти животные («Крошечка-хаврошечка», «Как волк теленочку папой был», «Петушок и бобовое зернышко», «Волк и семеро козлят», «Как козлик землю держал» и т. д.).
Поразмышляйте о том, какие это полезные животные.
Радиосказка
Необходимый инвентарь: диктофон, кассета.
В дороге можно записать на пленку придуманную вместе с ребенком аудиосказку или даже разыграть ее по ролям.
Чтобы стимулировать творческий процесс, подскажите место, где может происходить действие, — лес или берег моря. Потом помогите выбрать героев рассказа. Можно начать так: «Однажды, гуляя в лесу, я увидела огромного, большого и пушистого…», а дальше пусть ребенок продолжит сам.
При этом не забудьте вовремя включить запись. Пусть время от времени малыш перематывает пленку и слушает ее с начала.
Если в машине несколько детей, они могут рассказывать одну общую сказку по очереди. Каждому из них надо выделить для рассказа определенное время, но так, чтобы ожидание не стало утомительным.
Некоторым детям нравится процесс записывания истории на пленку, но потом они теряют к нему интерес. Другие с удовольствием не раз слушают свои сказки перед сном или в какое-нибудь другое подходящее время.
Первая буква
Предложите ребенку придумать слова, которые начинаются с той же буквы, что и его имя.
Подскажите ему несколько примеров. Например, если вашего ребенка зовут Миша, спросите его: «Как ты думаешь, кто такой папа? Он не женщина, а…». Или: «Под капотом автомобиля есть предмет на букву “м” который заставляет машину двигаться. Это…». Или спросите его: «Кто управляет поездом? Что дают коровы?».
Когда иссякнет запас слов на букву «м», можно перейти к любой другой букве.
Рекламные щиты
Детей, еще не умеющих читать, можно занять изображениями на рекламных стендах. Обратите внимание ребенка на эти «картинки», когда вы проезжаете мимо или стоите в пробке, и попросите назвать товар, изображенный на них. Спросите, для чего та или иная вещь нужна. Покупали ли вы с ним на этой неделе что-то подобное?
Возможно, вы вместе с ребенком придумаете небольшую историю про изображенную на стенде вещь.
Дети, которые только учат буквы, могут находить их в вывесках, мимо которых вы проезжаете.
Дети, уже хорошо знающие алфавит, могут упражняться в том, как много букв они могут найти на том или ином щите.
А если ребенок начнет читать рекламные надписи, у него появится прекрасная возможность продемонстрировать знание букв, звуков и слов.
Сложные слова
Одна из игр, помогающих пополнить словарный запас ребенка, заключается в поиске сложных слов.
По пути следования вы непременно встретите бензоколонку, автомобиль, молокозавод. Может быть, вы увидите вертолет, самолет, спортплощадку, пароход, самосвал, водопад, автовокзал, аэропорт.
При этом можно поговорить о том, как из двух простых слов образуется одно сложное. Может быть, вы проедете мимо автостоянки, телебашни, небоскреба. Выглянув из окна, обратите внимание детей на телефонную будку, а на перекрестке, притормозив, — на вереницу машин.
Затем вместе с детьми назовите их сложными словами: «телефон-автомат», «автоколонна».
Кроме сложных слов существуют устойчивые словосочетания, когда два слова обозначают один предмет. Например: «телефонная будка», «многоквартирный дом», «пешеходная дорожка», «милицейский пост», «рекламная тумба».
Постарайтесь объяснить ребенку, что для обозначения этих понятий необходимо именно одновременное употребление двух слов. Нельзя, к примеру, сказать только «телефонная», потому что это может быть и станция, и трубка, и служба. Если же оставить только слово «будка», то можно подумать и о собачьей будке. Пусть ребенок сам постарается поиграть словами, дополняя по очереди первую и вторую части подходящими по значению словами.
Посчитаем слоги в словах
Произнесите несколько слов по слогам. При этом сделайте ударение на каждом слоге. Пусть ребенок повторяет за вами, а затем вместе посчитайте количество слогов в каждом слове.
Малыш узнает, что, например, в слове «автомобиль» больше слогов, чем в слове «самолет» или «ракета».
Помнишь, как…
Дети очень любят вспоминать. Поиграйте с ребенком в игру, «Помнишь, как…». Скажите: «Помнишь, как мы с тобой ездили в гости к Насте?». Или: «Помнишь, как мы ходили покупать тебе туфли и зашли в кафе?» и т. д.
По очереди рассказывайте, что вы видели и что делали.
Припоминайте по очереди как можно больше деталей до тех пор, пока добавить будет уже нечего. После этого, если интерес ребенка к такому времяпрепровождению не иссякнет, выберите другое событие.
Угадай мелодию
Напойте первую строчку песни, которая наверняка известна вашему ребенку. Если он узнает ее, пусть назовет название песни или споет следующую строчку.
Если не узнает, пропойте вторую строчку и далее, пока он не вспомнит.
Ребенок поддержит вас, как только поймет, какую песню вы выбрали. Затем наступает его очередь проверить вашу музыкальную память.
Что я вижу?
Обратите внимание ребенка на то, мимо чего вы проезжаете. Пусть он поможет вам описать городские и загородные пейзажи, «проплывающие» за окном.
Каким-либо возгласом отмечайте появление необычных предметов, таких, как крепления на телефонных столбах, машину с вмятиной, стоящую на обочине, пробегающих мимо собак, необычное здание и т. д.
При этом задавайте вопросы. Например: «Давай посчитаем, сколько машин нас обгонит?», «Сколько столбов мы проехали?», «Посмотри на деревья, они одинаковые? Чем они различаются?», «Сколько желтых машин (кафе, коров, телефонных будок, аптек) ты можешь насчитать?».
«И, конечно, припевать лучше хором…»
Автомобиль — прекрасное место, где можно научить детей песням своего детства или познакомиться с песнями, которые поют в детском саду или школе.
Можно вместе с ребенком разучивать новые полюбившиеся вам песни, прослушивать их записи и вместе учить слова.
Еще интереснее будет, если вы возьмете в машину диктофон и запишите ваше семейное исполнение.
Говори, как я
Поразительно, какого эффекта можно достигнуть, произнося одно и то же с разной интонацией. Ребенок, изменяя свой голос, легче усваивает различие звуков.
Повторите алфавит или прочитайте детские стихи обычным голосом.
Затем измените манеру речи: говорите очень быстро или очень медленно, высоким тонким голосом или басом, постоянно останавливаясь на разных слогах или делая ударение на каждом третьем слове и т. д.
Пусть ребенок подражает вам, точно повторяя то, что слышит. Большинству детей нравится играть в слова, изменяя голос. Так они познают мир слов и язык.
Например, простым изменением интонации можно детский стишок «Идет бычок, качается» читать как лирическое стихотворение, или как страшную историю, или как марш.
Попробуйте говорить с французским прононсом, или грассировать по-немецки, или отрывочными слогами, подобно китайцам, или же, меняя «е» на «э», говорить, как южане.
Художник в пути
Необходимый инвентарь: альбом на планшете и фломастеры.
Предложите ребенку стать художником: пусть он нарисует несколько картинок, изображающих то, что он видит из машины.
Даже если дорога в путешествии была нелегкой и вы поздно оказались на месте, не забудьте найти время, чтобы взглянуть на рисунки, а затем бережно отложите их, сказав ребенку, что завтра вы рассмотрите их подробно.
Подбери мелодию
Исполняя песню, используйте мелодию любимой композиции, изменив слова так, чтобы получилась ваша собственная, новая песня.
Ребенку проще всего будет исполнять на любимый мотив песню по типу «что вижу, о том пою».
Можно попробовать петь на этот же мотив какое-либо хорошо известное ребенку стихотворение.
Юные экологи
Выгляните в окно и посмотрите на окружающий мир критическим взглядом.
Каждый раз, когда кто-нибудь из вас заметит нечто, портящее красоту пейзажа или вредное для здоровья, объявляйте: «Загрязнение!» и объясняйте, что именно.
Это может быть замусоренная улица, удушающие выхлопные газы грузовика, дымящая фабрика. Обсудите причину загрязнения.
Сравните степень загрязненности в районах, через которые вы проезжаете.
Если вы горите желанием помочь природе, неплохо было бы, путешествуя на машине, время от времени делать небольшие остановки, чтобы очистить от мусора хотя бы те места, которые показались вам особенно привлекательными.
Один и тот же объект
Предложите всем сидящим в машине понаблюдать из окна за объектами одного вида. Это могут быть собаки, деревья, цветы, дорожные знаки, грузовики, учреждения и т. д.
Всякий раз, когда кто-нибудь из вас заметит нужный объект, он называет и показывает на него.
Каждый пытается определить его отличительные особенности. Если вы выбрали собак, необходимо установить, какой они породы — пудель, колли или дворняжка.
Если это здания, назовите их назначение почта, больница или школа.
Один и тот же объект на бумаге
Можно зарисовывать всех увиденных собак (просто всех увиденных животных или церкви).
К концу поездки у вас скопится целая коллекция того, что вам встретилось в пути. А путешествие останется в семейной памяти как «поездка с собаками (коровами)» или «поездка по архитектурным достопримечательностям».
Эхо
Повторите какой-нибудь звук несколько раз. Можно слегка постучать по стеклу, пощелкать языком, повторить один слог (бу-бу-бу), потопать ногой и т. д.
Ребенок должен внимательно прослушать и посчитать, сколько раз вы это проделали.
Затем он должен повторить звук, подражая вам.
Потом пусть он издает звуки, а вы считайте и повторяйте их.
Бабушкин сундук
Эта веселая игра укрепляет память и помогает сосредоточиться.
Первый игрок начинает говорить нараспев: «Я пошел на чердак и нашел…», — и называет любой предмет, какой захочет. Это может быть реальная вещь, а может быть и выдуманная. Например: «Я пошел на чердак и нашел зеленого паука (подводную лодку, золотые часы на цепочке)».
Второй повторяет: «Я пошел на чердак и нашел…». При этом он должен назвать предмет, который выбрал первый участник игры, и добавить свой, продолжая рассказ.
Каждый следующий игрок повторяет все то, что было сказано предыдущим, и прибавляет свое.
Посчитайте, сколько предметов ребенок может запомнить в последовательности к моменту завершения игры.
Дедушкины сказки
Разновидность игры “Бабушкин сундук».
Нужно называть предметы, но только по алфавиту.
Например: «Когда Маша пошла на чердак, она нашла альбом с марками, а я нашла банку с чернилами».
Затем следующий игрок повторяет слова на «а» и «б» и добавляет слово на «в».
Цепочка слов
Можно самостоятельно на ходу придумать игры для тренировки памяти, где последовательно перечисляются предметы и при каждом повторении добавляется новый.
Например: «Я попала в сказочный город, где гулял полосатый слоненок, кошка сидела на скамейке и читала книжку, маленький уж танцевал вальс с букетом цветов» и т. д.
“К” – слова
По очереди выбирайте любую букву и, выглядывая из окна машины, ищите объекты, начинающиеся на нее.
Если ребенок еще только учит буквы, помогите ему. Если он уже умеет писать, то можно записывать названные слова или зарисовывать предметы на эту букву.
Попробуйте начать игру с буквы «к» и внимательно следите из окна за колясками, красными машинами, коровами, красивыми вывесками, круглыми знаками, клумбами, клубами, колесами, кинотеатрами и т. д.
Начните с поиска десяти слов на эту букву и попытайтесь побить свой рекорд.
Если иссякли все слова на «к», можно называть любые другие слова на эту букву: «колобок», «курица», «кнопочка», «клипсы», «концерт», «колбаса», «конь», «крысы», «кукла» и т. д.
Затем попробуйте сделать то же с другими буквами. Например, перейдите к букве «т»: такси, трактор, телефон, труба, трасса, троллейбус, трамвай, трейлер, товарный поезд, театр, такса, талон, толпа.
Сочини стишок
Начните с простого односложного слова — такого, как, например, «крот», и по очереди добавляйте существительные в рифму: «год», «рот», «кот», «мед», «лед», «свод».
Затем попытайтесь сочинить четверостишие, приблизительно такое:
Жил на свете рыжий кот,
Не любил он кушать мед.
Вел мышатам строгий счет,
Не пускал их на порог.
Пусть ребенок сочиняет невпопад, не одергивайте его.
Счёт в дороге
Можно подсчитать, сколько вам встретится светофоров с зеленым (желтым, красным) светом, сколько зеленых (желтых, красных) машин проедут рядом с вами.
Угадай, что это
Задумайте какой-нибудь предмет и попросите ребенка его угадать. Предложите ему одну подсказку.
Если он не отгадает, подскажите еще раз. Продолжайте помогать ему до тех пор, пока он не назовет вещь правильно.
Чтобы облегчить задачу, можно описывать признаки предмета и то, как его используют. Например, если вы выбрали для загадки тарелку, первой подсказкой может быть: «Это что-то круглое». Затем: «Оно всегда есть на столе». Третья подсказка: «В нем всегда есть что-то жидкое». Затем: «Для него нужна ложка».
Сначала ваши описания должны быть простыми и конкретными для того, чтобы ребенок мог легко угадать предмет.
Когда он приобретет опыт в этой игре, предмет можно описывать более завуалированно и давать детальные описания только по необходимости. Задавайте такие загадки друг другу по очереди.
Можно перейти к загадыванию предметов, находящихся в том месте, где вы сейчас находитесь: в машине, поезде, самолете.
Путешествие “куда-нибудь”
Вообразите, что вместо работы или магазина вы вместе с ребенком отправляетесь «куда-нибудь».
Решите, куда бы вы хотели отправиться, что вам нужно взять с собой и что вы будете там делать.
Упакуйте воображаемый багаж для путешествия «куда-нибудь» и представьте, какие развлечения вас там ждут.
Вместе придумайте подробности путешествия.
Подумайте, что вы там увидите, куда пойдете.
От и до
Как только вы подъедете к светофору, начните считать. Продолжайте вести счет до следующего светофора.
Можно ввести дух соревновательности: кто досчитает до большего числа, тот и выигрывает.
Проигравший поет песенку.
Концерт
Нужно исполнять по одному – два куплета из песен, которые вы вместе вспомните, пока едете от одного светофора к другому.
Установите рекорд, вспомнив наибольшее число песен.
Последняя буква слова
Произнесите любое слово. Ребенок должен назвать слово, которое начинается с последней буквы названного вами. Затем снова продолжаете вы или другой участник игры.
Например: слон, носок, коса, арбуз, зима и т. д.
Угадай героя сказки
Один из игроков говорит: «Я знаменитый герой сказки. Угадай, кто я».
Другие участники игры задают наводящие вопросы, чтобы определить, кто он. (Отвечать можно только «да» или «нет».) Например: «Вы человек (животное)?», «Вы добрый (злой)?», «У вас есть родители?» и т. д.
По правилам можно задать только двадцать вопросов, чтобы угадать, о ком идет речь, но можно и продолжить игру. Для этого «герой сказки» должен дать три подсказки, и отгадывающие могут задать еще двадцать вопросов.
Можно придумать любые другие правила.
Воображаемый ужин
Если вы собираетесь, приехав домой, пообедать или поужинать, то, еще находясь в машине, можно придумать, что бы вам с ребенком хотелось поесть.
Начинайте «готовить» воображаемый ужин прямо в машине. Спросите ребенка, что бы он хотел съесть, какие продукты для этого понадобятся.
Если он скажет, что нужно взять тесто, то поинтересуйтесь, как он собирается приготовить его.
Не забудьте подумать о том, что вы будете пить и что у вас будет на десерт.
Если ребенку понравилось «готовить» в машине, доведите дело до конца, приготовив придуманный в машине ужин по-настоящему. Конечно, с участием вашего маленького помощника, вспоминая с ним все то, что вы обсуждали в машине.
Слова по алфавиту
Если ваш ребенок хорошо знает алфавит и уже начинает читать, он готов для этой игры. В нее с удовольствием играют взрослые, охотно включаются старшие дети, помогая маленьким. Эта игра предназначена для целой команды.
Выберите какой-либо вид предметов, одушевленных или неодушевленных. Это могут быть животные, знакомые люди, предметы одежды или места, куда можно пойти. Затем назовите слова из выбранной категории в алфавитном порядке, например: «антилопа», «баран», «волк», «гиена» и т. д. Маленьким детям можно подсказывать.
Смысл игры заключается не только в том, чтобы развлечься, но и выучить буквы, звуки, слова.
Если в машине есть дети постарше, вы можете играть в эту игру двумя командами. Вначале младший называет «антилопа», затем старший назовет других животных на букву «а», например, акулу или аллигатора. Взрослый тоже может играть или помогать каждому из детей. Если не удается быстро найти слово, не задерживайтесь, продолжайте дальше, не заставляя детей скучать.
Съедобные бусы
Дома вместе с ребенком приготовьте бусы из колечек сухих завтраков.
Положите бусы в пластиковый пакет до следующей поездки в машине.
В машине, в момент, когда вам необходимо сосредоточиться, наденьте бусы ребенку на шею, и пусть он грызет их, пока вы выруливаете из пробки или опасного перекрестка.
Направления
Игра учит ребенка распознавать направления «вправо» и «влево».
Играть в направления можно только на спокойных участках дороги и, конечно, не на середине шоссе. Пусть ребенок «управляет» движением вашей машины, подавая команды «вправо» и «влево».
Если он скажет вам повернуть влево, вы так и сделайте. Выслушав команду, вы можете ответить: «Есть повернуть машину влево».
Если малыш велит поворачивать направо, а в этом месте нет правого поворота, то подъедьте к тротуару, остановите машину и скажите: «Команда неверная, машина не может двигаться в этом направлении».
Проделав несколько упражнений, проверьте, может ли ребенок, мысленно повторив эту ситуацию, дать верную команду.
Кто увидит первым
Пусть дети придумают свои дорожные правила. Например, если вы видите кафе, надо сказать: «Чай, кофе». Если вы пересекаете железную дорогу — поднять обе руки, а если увидите маму с коляской — захныкать.
Кто первым верно выполняет правило — получает очко. Тот, кто раньше всех наберет десять очков, выигрывает игру. В случае если правило выполняют все игроки одновременно, по одному очку засчитывают всем.
Пальцы-куклы
Отправляясь в путь, возьмите фломастер, а лучше два, разных цветов.
В часы пик вы с ребенком можете оказаться в потоке быстро движущихся машин, и вам необходимо будет внимательно следить за дорогой. Это одна из игр, которая предназначена для ситуации, когда ребенок хочет поговорить с вами, а вы не можете уделить ему внимание.
Попросите его нарисовать на пальцах левой руки рожицы: улыбающуюся, недовольную и удивленную с открытым ртом.
Пусть ваш ребенок даст имя каждому пальцу-кукле и познакомит их между собой.
Предложите ему рассказать пальцам-куклам сказку, спеть песенку и как-то развлечь их, пока вы будете ехать по оживленному участку дороги.
Сделай из слона муху
В машине дети: малыш 1-2 лет и 1 или 2 ребенка от 3 до 6 лет.
Игра расширяет словарный запас, помогает ребенку закрепить навык преобразования слов.
Из большого предмета или животного нужно сделать маленького. Например: слон — слоненок, курица — цыпленок, одеяло — одеяльце и т. д.
Иногда у детей получаются очень смешные словообразования. Вы получите большое удовольствие от этой игры.
Сделай из одного много
В машине дети: малыш 1—2 лет и 1 или 2 ребенка от 3 до 6 лет.
Игра расширяет словарный запас, помогает ребенку закрепить навык преобразования слов.
У предложенного ему слова ребенок должен поменять грамматическое число. Например: носок — носки, листок — листья, человек — люди и т. д. Измени слово по аналогии.